КОЧУБЕЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМЕНИ А.В. РУБЕЛЯ

МБУК «Кочубеевское районное культурное объединение»
Отдел «Межпоселенческая центральная библиотека»

Информационная культура детей и подростков

Рекомендация

Screenshot 8


Уважаемые коллеги! Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача подготовить детей и подростков к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться в массивах информации. Библиотека сегодня – это мастерская, где происходит формирование информационной культуры личности. Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.

Критериями информационной культуры человека можно считать его умение формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Сегодня современные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить результаты эффективного решения самых разнообразных информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного пользователя при работе с реальными массивами информации.

Предлагаем Вашему вниманию примерный план проведения занятий по воспитанию информационной культуры детей и подростков. Он может быть взят за основу при планировании мероприятий по формированию информационной культуры на 2017 год.

Учись быть читателем I -II класс

  1. «Дом, в котором живут книги». Библиотека как остров в океане информации. Библиотека - собиратель, хранитель информации. Детская библиотека. Ее значение и возможности в детской жизни. Структурные подразделения библиотеки, доступные первокласснику: абонемент. Форма проведения: экскурсия по библиотеке.
  2. «Такие разные, разные «носители информации. Книга, как основной носитель информации». Типы и виды книжных изданий: миниатюрная книга, книга-гигант, книжки-игрушки, книжки-картинки, электронные книги. Правила обращения с книгой. Форма проведения: беседа-просмотр, беседа-диалог.
  3. «Каждый должен разбираться, как же с книжкой обращаться». Правильное и бережное обращение с книгой в школе, дома, в библиотеке. Форма проведения: урок-беседа.
  4. «Как познакомиться с книгой». Первичные понятия об элементах книги: обложка, переплёт, автор, заглавие, иллюстрации - их информационный потенциал, значение в выборе и чтении. Форма проведения: беседа.
  5. «Каждая книга хочет быть прочитанной. Создаем макет титульного листа любимой книги». Как книга «просится к нам в руки». Элементы книги: титульный лист, оглавление, издательская аннотация. Форма проведения : урок-практикум.
  6. «Знакомьтесь! Детские писатели- авторы ваших любимых книг». Форма проведения: урок-познание.
  7. «Чтение и творчество. Художники-иллюстраторы детской книги». Художник-иллюстратор как соавтор книги. Разные прочтения одних и тех же книг в иллюстрировании. Рассказ по книжной иллюстрации.

Форма проведения : урок-информация.

Я – читатель III – IV класс

  1. «Как не заблудиться в книжном мире». Средства и способы ориентации в книжном пространстве. Открытый доступ и формы его организации: книжные выставки, устные рекомендации, их место и роль в читательском самоопределении, ориентации и выборе. Форма проведения: урок-беседа, урок-рекомендация.
  2. «Твои помощники-справочные издания». Справочная и энциклопедическая книга. Особенности, назначение, виды энциклопедий для маленького читателя. Приемы поиска информации в справочном издании. Форма проведения: обзор-беседа, урок-практикум.
  3. «Читай, листай – мир узнавай». Периодика, как вид издания. Особенности чтения. Репертуар периодических изданий для детей младшего школьного возраста. Форма проведения: урок-игра, урок-обзор.
  4. «Каталог – компас в книжном мире». Алфавитный каталог. Систематический каталог. Структура каталогов. Основные деления. Расположения карточек в каталоге и книг на полках.
    Нахождение книг в каталогах. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги – её адрес. Форма проведения: урок-практикум, урок-поиск, урок-консультация.
  5. «Твоя домашняя библиотека. Организация личной картотеки». Форма проведения: урок-практикум.

Аптека души V класс

  1. «От куда книжка к нам пришла». Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге». Форма проведения : урок-информация, урок-игра, урок-видео-путешествие.
  2. «Как построена книга». Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (Оглавление). Словарь (справочный аппарат книги). Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Форма проведения : урок-информация, урок-беседа, урок-познание.
  3. «Путешествие в страну каталогов». Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Аннотация на каталожной карточке. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Форма проведения: урок-практикум, урок-поиск, урок-консультация

Ориентация в информационном пространстве библиотеки VI - VII класс

  1. «СБА библиотеки». Методика поиска нужной информации. Роль каталогов и картотек в многоаспектном раскрытии фонда библиотеки. Форма проведения: урок-консультация, урок-практикум, урок-путешествие.
  2. «Современные сокровищницы книг : Крупнейшие библиотеки мира». Форма проведения: урок-семинар, урок-знакомство, урок-презентация, урок-путешествие. 
  3. «Справочный фонд библиотеки : словари, энциклопедии, справочники. Умение с ними работать». Форма проведения: урок-тренинг, урок-практикум, урок-игра, урок-поиск.
  4. «На журнальной полянке». Знакомство с периодическими изданиями: виды, жанры, рубрики. Форма проведения: урок-обзор, урок-информация. 5. « К тайнам мысли и слова»: поиск информации в справочных изданиях» Форма проведения: урок-игра. 

Закрепляем полученные знания VIII класс

  1. «Книги по естественным наукам и технике». Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по науке и технике, их тематика: связь со школьной программой. Отражение литературы по естественным наукам в каталоге и систематической картотеке статей. Форма проведения: лекция-обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие.
  2. «Справочно-библиографический аппарат библиотеки». Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг. Форма проведения: урок-поиск, урок-практикум, урок-практикум.
  3. «Систематическая картотека статей, ее структура». Другие картотеки. Форма проведения: урок-консультация, тренинг-практикум, викторина-поиск, игра-эстафета.
  4. «Новые средства распространения информации – электронные библиографические». Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога. Форма проведения: урок-познание, урок-информация.
  5. «Справочная литература». Энциклопедии: универсальные, отраслевые. Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Поиск литературы с помощью каталогов и картотек (повторение), компьютерный поиск по электронным базам данных. Форма проведения: урок-тренинг, урок-урок-практикум, урок-поиск. 

Новые шаги в библиотечном пространстве IX класс

  1. «В мире информации». Периодика, адресованная молодёжи. «Один день жизни ХХI века» (по газетным материалам). Как работать с периодикой. Периодика в помощь студенту. Форма проведения: урок-обзор, урок творчества, урок-консультация.
  2. «Виртуальные миры, или Мой любимый Интернет». Электронные каталоги, БД, Интернет. «Компьютерный марафон». Форма проведения: урок-практикум, урок-рекомендация, урок-информация.
  3. «Основы библиографического описания произведений печати» (для оформления рефератов, курсовых работ). Форма проведения: урок-практикум.
  4. «Как использовать прикнижную и внутрижурнальную библиографию? Библиография в журналах и газетах». Форма проведения: урок-рекомендация. 

Основы информационной культуры Х – ХI класс

  1. «Многозначность понятия «информация». Классификация информации, понятие «информационная культура». Анализ и переработка информации. Форма проведения: урок-беседа, урок-диалог, урок-семинар, урок-информация, урок-лекция.
  2. «Библиотека как система организации информационных ресурсов общества.» Современный информационный и библиотечный сервис. Библиотека как информационно-поисковая система. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. СБА библиотеки. Форма проведения: урок-беседа, урок-лекция, урок-поиск, урок-практикум.
  3. «Информационные технологии». Содержание темы: Использование новых информационных технологий (мультимедиа, Интернет) в творческой деятельности. Форма проведения: практическая работа.
  4. «Технология подготовки тезисов, доклада, реферата». Основные этапы и технология работы над тезисами, докладом, рефератом по заданной теме. Поиск и отбор литературы по заданной теме; анализ документов; оформление переработанной информации в виде выписок, конспекта и др. Правила оформления реферата, списка литературы. Форма проведения: урок-практикум, урок-поиск. 
  5. «Персональный компьютер как основа информационных технологий». Компьютер как средство обработки различных информационных массивов. Прикладные программы обработки информации. Электронная почта. Локальная сеть. Интернет. Понятие «искусственный интеллект». Форма проведения: урок-конференция, урок-беседа, урок-лекция. Список использованной литературы при составлении рекомендаций

Список использованной литературы при составлении рекомендаций

Авдонина, Н.А. Каждому читателю – библиографические знания : [библиографическое обучение всех категорий читателей] / Н.А.Авдонина, Н.С.Масловская // Мир библиографии. – 2009. - №5. – С.8-11.          Володина, Г.А. Информационное обслуживание. Детский сектор [оригинальные формы обучения детей основам библиографических знаний] / Г.А.Володина // Мир библиографии. – 2010. - №2. – С.20 – 23.           Коряковцева, Н.А. Информационная культура-культура нового типа : [понятие «информационная культура»] / Н.А.Коряковцева // Мир библиографии. – 2009. - №1. – С.58-66.           Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятия и виды / Е.Протопопова // Библиотека. – 2008. - №8. – С.53-55. Интернет-источники: 

http://odub.tomsk.ru/aboutlibrary/directionsofwork/informationculture.aspx

http://netnado.ru/razvitie-informacionnoj-kuleturi-yunih-polezovatelej-v-bibliot/page-1.html

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/09/20/formirovanie-informatsionnoy-kultury http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635b3ad69b5d43b89521306c36_0.html

 

Практический материал к рекомендации Агафонова, Л. Что такое библиотечный каталог? : [библиотечный урок для учащихся 9-11 классов] / Л.Агафонова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып.8. – С. 62-66.

Андреева, М. Большое плавание в мире слов : [о В.И.Дале] / М.Андреева // Берегиня дома твоего. – 2005. - №4. – С. 31-34.

Герасимова, О. Словарь – это вселенная в алфавитном порядке : [библиотечно-библиографическая игра для учащихся 9-х классов] / О.Герасимова // Библио-поле. – 2010. - №6. – С.61-65.

Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы : [обзор-викторина для старшеклассников по библиографии] / Л.Голикова // Библиотека. – 2010. - №1. – С. 44-50.

Грачева, Л. В лабиринте красок : [волшебная нить Ариадны : библиотечный урок по работе с каталогами] / Л.Грачева. – Библио-поле. - 2009. - №9. – С. 31-32.

Евдокимова, К.В. Словарь раскрывает секреты : [библиографическая игра для учащихся 5-8 классов] / К.В.Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №12. – С. 41-45.

Жемеркина, А. С Интернетом на «ты» : практический курс для юных пользователей : [мини-школа] / А.С.Жемеркина // Библиополе. – 2006. - №12. – С. 25-26.

Захаренкова, Н. Игра-проверочный урок : [увлекательная библиография] / Н.Захаренкова // Библиотека. – 2002. - №1. – С. 65.

Карпова, Д.С. Как ориентироваться в библиотеке : [уроки для 5-6 классов] / Д.С.Карпова, А.М.Павлова, Т.А.Трубникова // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №2. – С. 100-106.

Леонтьева, Н.В. Дело Шерлока Холмса : [театрализованный библиографический урок для учащихся 6-7 классов] / Н.В.Леонтьева // Читаем, учимся, играем. – 2000. - №2. – С. 33-36.

Марданова, Е. Словари и словарики : [библиографический урок для учащихся 7-8 классов] / Е.Марданова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №8. – С. 67-69.

Одинцова, В. Периодика в нашей жизни : [читательская конференция для старшеклассников, посвященная периодическим изданиям] / В.Одинцова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №10. – С. 4-8.

Остапчук, Т.Н. Дома жизни : [библиографический урок для учащихся 6-8 классов] / Т.Н.Остапчук // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №2. – С. 11-14.

Печникова, Н. Наши помощники : [библиографический урок-игра для учащихся 7-8 классов] / Н.Печникова // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9. – С. 49-51.

Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия : понятия и виды / Е.Протопопова // Библиотека. – 2008. - №8. – С. 53-55.

Россинская, С.В. Из чего состоит книга : [библиотечный урок] / С.В.Россинская // Новая библиотека. – 2009. - №13. – С.40-44.

Россинская, С.В. Мой адрес – и дом, и улица. Мой адрес – «Фолиант» : [сценарий библиотечного урока-экскурсии для учащихся начальных классов] С.В.Россинская // Новая библиотека. – 2009. - №14. – С. 33-39.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь…: [библиографическая игра] // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №4. – С. 33-38.

Филонов, М.М. Словари непонятных слов : [беседа о возникновении словарей] / М.М.Филонов // Мир библиографии. – 2005. - №1. – С. 48-53.

Составитель: ведущий библиограф Е.И.Черноиванова.  Кочубеевское, 2016 

Написать нам сообщение

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено